Эффективность
лидерства оценивается теоретиками и практиками менеджмента в зависимости от концепции,
которой они придерживаются. В настоящее время само понятие «лидерство» не имеет
единого толкования, а следовательно, существует целый ряд теорий и моделей
этого явления. Рассмотрим ключевые подходы.
Лидерство
– это:
1)
следствие личностных черт. Одна из первых концепций (В. Бингэм, О. Тид). У лидера
есть качества, которые желательны для его последователей и мотивируют их на выполнение
поставленных им задач. Стратегия эффективного влияния заключается в развитии тех
черт характера, которые привлекают целевую аудиторию. До сих пор актуально для политического
лидерства, когда игра на публику зачастую оказывается важнее практических
результатов;
3)
средство прийти к цели группы. Интересная, но относительно редкая идея (Р.
Каттел, К. Дэвис). Лидер появляется там, где следует объединить усилия. Эффективное
лидерство возможно только в подходящее время и в подходящем месте.
Соответственно, желающему добиться результатов во власти стоит выбрать время и
место. Концепция близка политическим деятелям, рассматривает их как инструмент
интеграции и в меньшей степени как самостоятельную единицу;
4)
результат отношений в группе. Концепция привлекла такого гуру менеджмента как
П. Друкер. Связывает лидерство и руководство группой, только в отличие от
формального начальника лидер выбирает эффективный стиль общения с окружающими и
благодаря этому завоёвывает доверие. Успешность зависит от наличия
последователей, а они присоединяются при наличии заинтересованности.
Следовательно, нужно учитывать потребности последователей;
5)
умение психологически убеждать. Довольно редкая идея (С. Шенк). Противопоставляет
лидерство и власть с точки зрения способа воздействия на подчинённых. Подчёркивает
важность мотивации через поощрение, а не принуждение. Менеджер заставляет
двигаться в нужном направлении, а лидер – побуждает. Продуктивное влияние
возможно при добровольном согласии подчинённых делать то, что положено по
штатному расписанию и должностной инструкции;
6)
влияние, изменение действий других людей. Подход близок общепринятому пониманию
слова (Р. Стогдилл, Ф. Хейман). Рассматривает руководителя как самостоятельную
единицу; именно он собирает, направляет, побуждает и принуждает окружающих, а
не они выбирают его. Количество подчинённых может варьировать от пары человек
до общества в целом. Эффективным лидерство становится, если действия
управляющего влияют на события, приближая выбранный им результат;
7)
понимание перспектив, наличие цели. Очень популярная концепция, в частности, её
элементы есть и в перечисленных выше взглядах. Для современного понимания
лидерства характерно подчёркивание важности целеполагания: «главный» знает,
куда идти. Это даёт возможность управляющему определить дальнейшие действия
группы в целом и каждого члена по отдельности. Особенно отчётливо это свойство
проявляется в политической сфере;
8)
следование ценностным ориентациям. Видоизменённая старая идея о свойствах
характера. Для успеха лидер развивает не только черты характера, но и доводит
до максимума другие качества, которые ценятся последователями. В качестве
примеров можно привести семейное положение, сексуальную ориентацию, спортивные
хобби и проч. К ценностям также относятся политическое мировоззрение, отношение
к принуждению и силовому воздействию, восприятие подчинённых, видение конечной
продукции компании и т.п.
Таким
образом, эффективность лидерства зависит как от внутренних, так и внешних
факторов. Успешный руководитель не только развивает свои качества (умение
убеждать, чёткие формулировки, внешний лоск), но и вовремя оказывает
воздействие. Свита делает короля, а король строит свиту.
Комментариев нет:
Отправить комментарий